Творческий путь Сергея Ферта

Сергей Ферт родился в г. Ленинграде. Его творческий потенциал формировался в «застойные» 70−80 гг.

Базовый объем знаний, был получен в художественно-мебельном училище, в родном городе, где 4 года преподавались основы художественного мастерства. Изучая зарождение мебели и ее сложившиеся стили, ученики соприкасались с разными видами искусств — живописью, скульптурой и архитектурой. Параллельно, занимаясь в училище Сергей, по собственному желанию проходит дополнительные обучение в студии ДК им. Ленсовета, где углублённо осваивает технику, интарсии и маркетри, практикуясь в создании картин из ценных пород древесины, с применением металла, кости и др. материалов.

Помимо изучения и освоения художественных практик ДПИ, в формировании его, как творческой личности, большую роль сыграло увлечение музыкой. Именно тогда, в конце 70х — мощное влияние на Сергея Ферта, оказала субкультура творческой молодежи Ленинграда, он увлечен рок-музыкой андеграунда. Сергей, не остается в стороне и поступает учиться в вечернюю джазовую школу, по специализации игры на гитаре. Время обучения в музыкальной школе, не сводится для него только, к освоению исполнительского мастерства. Музыкальные увлечения Сергея разнообразны и динамичны. Поначалу, он тяготеет к классикам хард рока — Deep Purple, Led Zeppelin, позднее к Tom Waits, при этом испытывает большой интерес к фоновым музыкальным произведениям, звучащим в отечественных кинофильмах.

Однажды, в одной из домашних студий звукозаписи, прослушивая проникновенных пианистов — Марину Юдину и Глена Гульда, исполняющих произведения Иогана Себастьяна Баха, — Сергей потрясён до глубины души, этой созерцательной Музыкой, в которой полнота смыслов величайшего композитора, система интонаций, непрерывная текучесть его возвышенных произведений, — в последствии наложили отпечаток, на всё его дальнейшее творчество. Естественно, испытывая потребность в развитии, не обошлось и без приобщения, к музыкальной культуре советских композиторов; Валентина Сильвестрова, Арво Пярта, Владимира Мартынова, — творчество которых было проникнуто совершенно другой — «новой искренностью минимализма». Эта музыка, не укладывавшаяся в рамки привычного восприятия, находит отклик в его душе. Сергей открывает, в новых для себя композиционных построениях таинственное созвучие, обнаруживая в них, еще и сакральные смыслы, ведущие его, к постижению новой «философии бытия». Но «Иван Семёнович» Бах, — особенно его органные произведения, где музыкальная ткань, смысловым содержанием, отсылающая к гармонии со Вселенной, — фундаментально врезались в сознание Сергея и он, уже позднее, в конце 2000х, — посвящает серию своих работ, этому несравненному композитору.
Середина 1980-х годов — это время радикальных преобразований, всех сфер жизни советского общества. Сергей вдохновлён временем и новыми возможностями, он принимает участие в различных музыкальных коллективах, но призыв в Советскую Армию не позволяет реализовать эти замыслы. После службы в Советской Армии, Сергея принимают на работу в Научно-производственные реставрационные мастерские при Государственном Эрмитаже. В том же году проходит вечернее обучение на подготовительных 12 месячных курсах в ЛВХПУ им. Мухиной, для дальнейшего поступления на факультет ДПИ. Будучи сотрудником Гос. Эрмитажа, Сергей, почти 12 лет занимается реставрацией произведений декоративно-прикладного искусства, имея уникальную возможность впитать все, чем наполнено пространство музея, вся его атмосфера — от шедевров живописи и скульптуры великих мастеров, до уникальных интерьеров дворца. Он приобретает большой объём ценнейших знаний, умений и навыков, которые давали общение с коллегами, и экспертами в области искусств различных эпох и народов, глубоко проникая в основы художественной культуры. В итоге, Сергей становится специалистом высокой квалификации, в полной мере использовав тот щедрый «подарок судьбы», который предоставил ему всемирно известный музей.

Лихие 1990-е годы, для Сергея Ферта стали, периодом творческих исканий. Реставрационная мастерская Эрмитажа в упадке, приходится искать другую работу. Оставив еще и вечернее обучение в ЛИСИ, он находит применение своему приобретенному мастерству, в востребованном тогда, в Новой России направлении, оформления интерьеров «богатства орнаментов и пышности форм», организовав коллектив по проведению работ в этой сфере. В этот период он принимает активное участие на объектах: Кремлевские апартаменты Б. Н. Ельцина 1994−1995 гг; Головной офис «Астро Банка» 1995−1996 г; представительство «Московского индустриального Банка» 1998 -1999 гг; Особняк Паскевича-Эриванского; Большая Хоральная Синагога 2000 г; представительство «Баш Кредит Банк» 2002 г; ряд работ по реставрации ГМЗ — Царское Село" 1996−2004 гг.; Офис «Петербург-Регион Газ"-«Дом купца Утина»; п. Стрельна, — Павильон Переговоров в г. к. «Дворец Конгрессов» 2002−2003 г. и т. д.

Так же, выполнен целый ряд роскошных интерьеров, для «новых русских». Для которых, дворцовая стилизация, в то время, была особенно актуальна, и символизировала принадлежность к экономической элите общества. В итоге, он становится вполне успешным специалистом в этой области и имеет приличный доход. В тоже время, он не получает удовлетворения от подражания, или прямого копирования, когда-то уже созданных шедевров прошлого. При этом, выполняемые стилистические подражания «а-ля» Барокко, Рококо, Классицизм, вызывали у Сергея ощущения провала во времени и казались ему, хоть и прекрасно выполненной, но все же подделкой, «отдающей нафталином».
Эта неудовлетворённость, и не реализованный музыкальный потенциал, в конечном итоге привела к творческому кризису и потери смысла бытия. Однако, после очередного «провала во времени», Сергей в конце концов, обретает надежду изменения своего пути, пережив духовное возрождение. Он открывает для себя новые смыслы и необходимость дальнейшего воплощения творческих замыслов, которые всегда питали его жизненной энергией. Совокупное влияние музыкально-философских форм и серьезные размышления о жизненных ценностях, рождают в нем переосмысление целей жизни, и взглядов на творчество, как таковое.
Экспериментируя в средствах выражения, в 2010-х годах, художник принимает решение выразить свои замыслы, в новой для себя форме — уходом от плоскостного изображения, к объемным композициям монументально-станковых произведений. При этом мастер, окончательно «изменил» почти «родному» материалу — древесине, к которому он был приобщен изначально. Утвердившись в выборе, применения в своих работах — цветных металлов, как основного средства художественного выражения, создав свой собственный неповторимый стиль. Металл, как символ жизнеутверждающей эстетики, особо почитавшийся еще древнейшими народами, стал для него материальным носителем, идей и образов. Мастер считает, что именно металл, с его таинственно мерцающими бликами долговечности, как проводник, более открыто передает запечатленные им смыслы. Симбиоз, тонкого ценителя музыки и художника, желание и способность, воплотить пережитое в оригинальной художественной форме, нашли своё выражение в самобытном языке Сергея Ферта, основанном на архетипах, скрытых в глубинах человеческого сознания. Он апеллирует, прежде всего, к интуиции зрителя. В настоящее время искусство для него, является средством борьбы с миром иллюзий и опасных искушений, и главное — попыткой осмысления сути бытия, связи причин и следствий в жизни человека.

Заведующий сектором социологических исследований гос. Эрмитажа

Алексей Рощин